По дорогам всего мира с каждым годом передвигается всё больше автомобилей, использующих природный газ в качестве топлива. Для их заправки используется газ либо в сжатом состоянии, либо в сжиженном виде. Для того чтобы различать типы газообразного топлива, применяются специальные аббревиатуры. Для сжатого газа — CNG (compressed natural gas), по-русски — КПГ (компримированный природный газ). Сжиженный вид обозначается как LNG (liquefied natural gas), или же, как СПГ (сжиженный природный газ). В качестве топлива для автотранспорта используются и другие виды газа, например, жидкий нефтяной газ LPG (liquefied petroleum gas, пропан-бутан). Дальнейшего развития они не получат, поскольку уступают по цене и экологичности КПГ и СПГ.
Россия не осталась в стороне этого общемирового процесса. Заправки "Газпром Газомоторное топливо", "Новатэк" и "Моавтогаз" имеют в своем ассортименте качественное газообразное топливо. Помимо КПГс недавних пор здесь продают СПГ (сжиженный метан).
Стоимость газа на заправках "Мосавтогаз" (на 17.10.2019): КПГ — 17,3 руб. за куб.м., СПГ — 26 руб. за килограмм.
Использование компримированного газа в качестве топлива приносит только пользу владельцу авто, природе, государственным транспортным коммуникациям:
Природный газ на перерабатывающих заводах охлаждают до -160 C° и на выходе получают бесцветную, без запаха жидкость — СПГ (сжиженный природный газ). Зачем сжижают газ? Дело в том, что в таком состоянии он занимает в 600 раз меньший объем, чем до охлаждения, что существенно облегчает задачу транспортировки и хранения.
В сжиженном состоянии газ перевозят при помощи специально оборудованных цистерн автотранспортом, железнодорожной дорогой, морским путем — при помощи судов-газовозов. Возможность перевозить СПГ огромными объемами позволяет использование промышленностью и населением газообразного топлива в местностях, не подключенных к трубопроводным системам доставки такого топлива.
На месте доставки при необходимости СПГ регазифицируют — возвращают в исходное состояние. Проводят регазификацию в заводских условиях. Полученный газ получается более чистым, чем до его переработки в СПГ, поскольку на этапе сжижения из него удаляют воду, тяжелые углеводороды и прочие примеси.
Расходы на хранение и регазификацию занимают заметное место в стоимости, поэтому сжиженный газ больше используется в качестве топлива на производстве и на больших энергетических объектах. Тем не менее, современные технологии позволяют напрямую использовать СПГ в качестве автомобильного топлива. Евросоюз выработал нормативы, касающиеся применения сжиженного газа в качестве горючего на автотранспорте. Странам-членам Евросоюза предлагается выстроить сеть автозаправок LNG (сжиженного метана) из расчета минимум одна штука на каждые 400 км. ЕС разрабатывает программу строительства на всей своей территории сети бункерования, что позволит в будущем значительно удешевить логистику доставки СПГ. В России сеть АГНКС с СПГ топливом еще не может похвастаться такими объемами, все заправочные станции сжиженного метана можно пересчитать по пальцам двух рук. В основном технологию СПГ используют крупные автопарки.
Сжиженный газ — самое чистое топливо. Его применение вместо бензина, солярки, угля, мазута в энергетике, промышленности, коммунальной сфере и на транспорте позволяет снизить выбросы вредных для здоровья человека веществ в разы. Что это значит? По данным одного из исследований, опубликованных экологами, из-за мелких несгоревших частиц топлива, выброшенных в воздух транспортом и промышленностью, в 2012 году в результате различных заболеваний умерло 400 тыс. человек. Польза перевода транспорта и промышленности на газ очевидна.
В отличие от других видов топлива, при горении СПГ не образуется сернистый газ. Это именно он повинен в образовании знаменитых кислотных дождей в городах, перенасыщенных миллионами авто и множеством вредных производств. Также значительно меньше выбрасывается окиси азота, которая в смеси с водой способствует появлению разъедающих кислот, из-за которых люди приобретают легочные и сердечные заболевания. Окись азота — одна из составных частей смога.
Рассчитать экономическую выгоду использования метана можно в калькуляторе: Расход метана